Неотъемлемой частью школьного образовательного процесса является воспитательная деятельность. Качества, привитые в школьном возрасте, закладывают основы успешной социализации личности в будущем. Воспитательная работа в школе ориентируется на развитие социальной, правовой, эстетической, экологической, физической, нравственной культуры школьника и зависит от особенностей характера и возраста учащихся. Несмотря на то, что процесс воспитания школьников в большей степени находится в компетенции классного руководителя и школьной администрации, нельзя сбрасывать со счетов влияние семьи. Потому важно, чтобы воспитательная деятельность была комплексной, а ее направление — единым и в школе, и дома, а родители и члены семей учеников принимали в нем непосредственное участие наравне с педагогами школы. Чтобы выпускник с легкостью мог найти свое место в мире, школьный воспитательный процесс стремится дать ему уверенность в себе, раскрыть способности и таланты каждого ученика, сформировать всесторонне развитую личность. В контексте этого воспитательная работа в школе выполняет ряд задач:
Развитие потенциала и врожденных способностей учеников и формирование у них активной жизненной (социальной и политической) позиции.
Для развития способностей и реализации творческого потенциала привлекать учащихся к системе дополнительного образования.
Стимулировать школьное самоуправление и социальную активность детей, стремление к организованной самостоятельности.
Формировать культуру коммуникации, межличностных взаимоотношений и поведения детей.
Прививать чувство любви к Родине, толерантность, уважение к правам человека и его культурному прошлому. Помимо воздействия на учащихся, воспитательный процесс способствует повышению профессиональных компетентностей учителей, стимулирует их к самообразованию и улучшению результатов воспитания и обучения детей.
Модернизация системы образования влечет за собой изменение основ учебно-воспитательного процесса. Школа должна всеми силами поддерживать индивидуализацию учеников и в то же время способствовать их гражданской социализации.
Принципы воспитательной работы:
1. Личностно ориентированные принципы:
Принцип адаптированности (каждый должен чувствовать себя как дома, найти своё место в школе, в обществе);
Принцип развития (целостное развитие личности: физическое интеллектуальное, духовное);
Принцип психологической комфортности (снятие всех стрессообразующих факторов; создание атмосфер при которой ребенок раскрепощён, раскован; создание атмосферы успешности, ощущения продвижения вперёд, достижения поставленной цели).
2. Культурно-ориентированные принципы:
Принцип картины мира( школа-микромир, создает обобщенно- целостное представление о мире, о месте человека в нем);
Принцип смыслового отношения к миру (мир вокруг меня- это мир, частью которого являюсь я – переживаю и осмысливаю для себя);
Принцип опоры на культуру как мировоззрение (возможность и способность усваивать и делать свою культуру, уважая исторически сложившиеся культурные ориентиры)
3. Деятельно - ориентированные принципы:
Принцип обучения деятельности (учим ставить цели, уметь контролировать и ориентировать свои и чужие действия, опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие);
Креативный принцип или принцип формирования потребности в творчестве и умения творчества.
4. Школа-часть образовательной и внешней среды:
Воспитательный процесс многогранен, школьник не всегда находится в школе, но даже самые глубокие изменения в окружающем мире не должны поставить ребенка в тупик.
Реализация этих целей и задач предполагает:
1. Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей.
2. Возрождение системы семейного воспитания и включение семьи в воспитательную систему школы.
3. Последовательную ориентацию на культуросообразность воспитания, призванную обеспечить формирование духовного мира человека.
4. Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности.
5. Обеспечение социально-педагогической зашиты детей, формирование чувства самоценности и психологического комфорта.
6. Совершенствование системы с одарёнными детьми и молодёжью.
Для реализации поставленных зада определены приоритетные направления, через которые осуществляется воспитательная работа школы :